"Мы здесь хозяева",

– говорим о деколонизации и империализме в России
3 сезон
6 эпизод
«Как оскорбить верующих?»,
говорим о религиях в России
В этом эпизоде мы говорим об империализме и деколонизации, попутно обсуждая собственную работу. Несколько месяцев назад наш подкаст столкнулся с острой критикой, связанной с обвинениями в поддержке империалистических настроений – это заставила нас задуматься и еще раз рассмотреть всю проблему целиком.

Что такое “колониализм” и чем он отличается от “империализма”? Какие последствия имеет колонизация в мировом опыте? Почему важно признавать ошибки и поддерживать историческую память? И что же делать с колониализмом и империализмом в России? Все ответы на эти вопросы – в новом эпизоде. В нём мы говорим с героиней из Бурятии, с представителем народа Саами и жителем Москвы, а также с политологом Алексеем Гилевым, специализирующимся на региональной политике на муниципальном уровне в России.

В этом выпуске 5 блоков – мы рекомендуем послушать их целиком, но вы можете выбрать наиболее интересный именно вам:
2:43 – Колониализм и империализм
13:00 – Всегда ли колониализм – это плохо?
20:46 – Признание ошибок прошлого
34:09 – Постколониализм и деколониализм
39:12 – Могут ли этнические русские говорить о проблемах коренных народов в России? И если да, то как и зачем?
Что такое колониализм?
– принцип, политика или практика приобретения полного или частичного политического контроля над другой страной и ее оккупации поселенцами.
Наш эксперт Алексей Гилёв в разговоре об империализме ссылается на коллег из подкаста “Политический дневник” – здесь ссылка на эпизод, о котором он говорит источник
(Oxford English Dictionary)
Колониализм
“Колониализм - это практика, а империализм - это идея, за которой стоит эта практика”
Виктория Маладаева, героиня эпизода и деколониальная активистка
В чем разница между колониализмом и империализмом?
Постколониальная теория, деколонизация и деколониальность
Что такое постколониализм или постколониальная теория?

Постколониализм рассматривается как литературное явление, выражающее оппозицию колониальному господству и культурному доминированию. Он стремится к деколонизации культурного пространства, изменению точки зрения наблюдателя и переосмыслению географии в контексте колониальной и постколониальной литературы.
Как правило, сторонники этой теории рассматривают способы, с помощью которых писатели из колониальных стран пытаются сформулировать и даже прославить свою культурную идентичность и “отвоевать” ее у колонизаторов. Они также изучают, как литература колониальных держав используется для оправдания колониализма через увековечивание образа неполноценных колонизированных.

Деколонизация
– это отказ от колониализма, т.е. процесса, в результате которого имперские государства создают иностранные территории, часто за рубежом, и господствуют над ними. Одни исследователи деколонизации уделяют особое внимание движениям за независимость в колониях и распаду глобальных колониальных империй. Другие расширяют значение термина, включая в него экономические, культурные и психологические аспекты колониального опыта.
Постколониальная теория
- это литературная теория или критический подход, рассматривающий литературу, созданную в странах, которые когда-то были или сейчас являются колониями других стран. Постколониальная теория стала частью инструментария критиков в 1970-х годах, и многие специалисты считают основополагающей работой книгу Эдварда Саида "Ориентализм".

Деколониальность
– это школа мысли, направленная на отказ от европоцентристских иерархий знаний и способов существования в мире, чтобы сделать возможными другие формы существования обществ.
Она критикует мнимую универсальность западных знаний и превосходство западной культуры, включая системы и институты, которые подкрепляют эти представления.

Деколонизация и деколониальность: в чем различие?
История деколонизации
Деколонизация рассматривалась как политический феномен [The British scholar John D. Hargreaves (1996:244)], но со временем ее значение расширилось и стало включать все аспекты колониального опыта - политические, экономические, культурные и психологические [The American historian David Gardinier in his 1967, article defining ‘decolonization’]. Основная тема деколонизации была связана с отказом от цивилизации белого человека [Delavignette (1977:131)]. Процесс деколонизации включал как военные сопротивления, так и дипломатические переговоры.
Некоторые авторы указывали на предварительные инициативы метрополии в распаде империй, а другие считали, что современная колонизация неизбежно приводит к деколонизации, и вмешательство человека мало что может изменить.

Вопросы о целях колониальной империи становились все более размытыми, и в 1990-е годы Генеральная Ассамблея ООН объявила "международным десятилетием за искоренение колониализма". Несмотря на это, проблемы колониализма продолжают существовать во всем мире.
Мнение
Разговоры о модернизме, которые формировали риторику империи, уделяли внимание рациональности и упорядоченности, а также превосходству Запада. Однако это привело к подчеркиванию различий и использованию понятий "примитив" и "отсталость" как противоположностей прогрессу и совершенству.

Для создания нового мира нужно было заменить такое европоцентристское видение.
Британский экономист Сума Чакрабарти указывает на необходимость не отказываться от европейской мысли, а найти способы обновить ее для периферии и сделать ее всеобщим достоянием. Этот процесс требует провинциализации Европы и переосмысления ее роли и влияния.
Колониализм в контексте Российской империи
Современный русскоязычный автор Александр Эткинд считает, что Российская империя отличалась от западных держав, поскольку занималась не внешней, а внутренней колонизацией. По его мысли, царский режим выкачивал ресурсы из внутренних регионов страны, чтобы направить их на расширение и удержание внешних границ. Кроме того, эти ресурсы использовались для улучшения жизни не населения метрополии, а периферийных сообществ, тем самым стимулируя их оставаться в составе империи.

Но не все сторонники теории внутреннего колониализма стоят на подобной точке зрения. Начиная с Александра Герцена и Михаила Бакунина и далее – через народовольцев к Борису Савинкову, существовала русская радикальная традиция, имеющая сторонников и в наши дни, которая обличая гнет империи по отношению к русскому народу, не отрицала его и по отношению к другим народам, чьи освободительные требования всецело поддерживала.
Также оставляем для вас ссылки на несколько очень важных материалов Беда Медиа (включая статью с критикой теории Бенедикта Андерсона, о которой мы рассказывали вам в предыдущих материалах):
А также еще несколько статей DOXA
и Holod.media: